Все об экстремальных температурах, изменении климата и неблагоприятных факторах окружающей среды на здоровье человека
  • Антарктида
  • Северный Ледовитый океан
  • Арктика
  • Экология и загрязнение воздуха
  • История полярных арктических станций с 30-х годов XX века

    Полярные станции, ледокольный флот и авиация стали теми тремя китами, на которых опиралось регулярное арктическое судоходство. В навигацию станции передавали судам и самолетам информацию о погоде и состоянии льдов, поддерживали радиосвязь, давали пеленги штурманам для определения точного положения в море и в воздухе.

    В эти годы сложилась стандартная инфраструктура полярной станции. Этот силуэт арктического поселения сохранился посию пору. Один или несколько жилых домов вмещают радиорубку и метеокабинет, неподалеку обычно ставят баню, дизельную ("механку"), склады, гараж. В далекие легендарные годы на территории станции непременно ставился и собачник (или собачьи будки) для ездовых собак, кое-где обустраивали и сарай для содержания скота. Источником энергии поначалу служили аккумуляторные батареи постоянного тока. Помещения отапливали дровами и углем. В конце 30-х годов появились первые ветроэлектрические агрегаты, а в 60-70-х годах энергоснабжение станций перевели на дизель-электрические агрегаты. Штат полярной станции - начальник, один-два метеоролога, гидролог, от двух до четырех радистов, повар, механик (в первые годы - служитель, вычислитель или каюр). На крупных станциях к тому же работали врачи, аэрологи, актинометристы, магнитологи, специалисты по атмосферному электричеству, радиоволнам, биологи, геологи и экипажи легких самолетов. Как правило, это были сплоченные и дружные коллективы, где люди притирались друг к другу в общей работе. Да и вся Арктика тогда жила одной большой семьей: по радио сообща отмечали праздники, передавали вести на Большую землю, проводили политинформации, знакомились, влюблялись, играли в шахматы, принимали роды и провожали в последний путь… В октябре 1928 года на острове Большом Ляховском вступила в строй станция под руководством участника седовской экспедиции Николая Пинегина. В 1929 году на месте зимовки "Святого Фоки" в бухте Тихой на острове Гукера была открыта первая отечественная станция на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Тремя годами позже на острове Рудольфа, на широте 81°48', появилась еще одна - самая северная в мире - полярная станция. В 1930 году в эфир вышла полярная станция на Северной Земле, развернутая отважной четверкой первопроходцев под руководством Г. А. Ушакова на острове Домашнем. Время показало, что место на намывной косе острова было выбрано неудачно, поэтому в 1954 году станцию перенесли на остров Голомянный.

    История этой полярной станции осталась в биографии Арктики одним из самых ярких примеров разумного героизма, коллективной спаянности, продуманностидействий, давших потрясающий по своей эффективности результат. Действиями крошечной экспедиции, состоящей всего из четырех человек, в течение нескольких лет был нанесен на карту целый архипелаг, а полярная станция меж тем регулярно передавала в эфир метеоданные. Открытие новых полярных станций планомерно продолжалось. В 1931 году начала работать станция на самом севере Новой Земли - мысе Желания. Станция на мысе Желания имела большое значение для развития морских промыслов, стала опорной базой для промышленников.

    В 1932 году вышли в эфир станции в Русской Гавани, на Гыданском полуострове и на мысе Челюскин. Последняя была значительно расширена и двумя годами позже обрела статус объединенной гидрометстанции. Возглавил ее И. Д. Папанин, ставший позже руководителем первой дрейфующей станции "Северный полюс". Кстати сказать, с Папаниным на мысе Челюскин работал и будущий участник легендарного дрейфа Е. К. Федоров. Его имя сегодня носит полярная станция.

    В 1933 году подала голос полярная станция Амдермы, разросшаяся до масштабов регионального управления гидрометслужбы, а в 1934 году начала работать полярная станция на мысе Стерлегова.

    В восточном секторе Арктики сеть станций развивалась быстро, охватывая своим покрытием огромную территорию. К началу этого процесса (в 30-х годах) здесь действовали всего две станции, открытые на острове Врангеля и на мысе Шалаурова. В 1932 году открылись станции западнее Анабарского залива, в бухтах Нордвик и Тикси. В 1933 году заработали полярные станции на острове Четырехстолбовом в архипелаге Медвежьи острова, на мысе Шмидта и на крайнем востоке Чукотки, в поселке Уэлен. Станция в проливе Санникова, основанная на южном берегу острова Котельный Новосибирского архипелага, изучала пролив, его пригодность для плавания судов, до той поры ходивших только проливом Лаптева. Исследования дали возможность сделать при необходимости пролив Санникова вторым возможным проходом кораблей в этом районе плавания. Полярная станция в одном из самых труднодоступных районов Арктики, на архипелаге Де -Лонга, позволила изучить его острова, лишь открытые, но так и не исследованные. Станция способствоваларазвитию полярной авиации и ее проникновению все дальше на север.

    Практика строительства сети полярных станций создала первичную базу службы погоды в арк тическом регионе России, сделав его более безопасным для освоения. Если на западе Арктики в 1933-1942 годах открылось около пятнадцати полярных станций, то в Восточной Арктике их число за тот же период увеличилось примерно до тридцати, причем проникли они и в такие дальние уголки региона, как остров Генритетты. К рубежу 30-40-х годов сеть полярных станций в Арктической России насчитывала 75 единиц, в том числе в Баренцевом и Карском морях - 32, в море Лаптевых - 16, в Восточно-Сибирском море - 14, в Чукотском море и Беринговом проливе - 13 станций. Война не обошла стороной советские полярные станции. Некоторые из них стали объектами нападений подводных лодок и десанта их экипажей. 26 июля 1942 года в Малых Кармакулах артогнем немецкой подводной лодки U-601 в течение 40-50 минут были уничтожены гидросамолет и ветродвигатель, сожжены два склада, двумя снарядами разрушено здание радиостанции. Утром 8 сентября того же года подлодка U-251 в течение получаса вела огонь по полярной станции острова Уединения. Снаряды попали в жилой дом, в радиостанцию, в хозяйственные постройки. Но радиоаппаратура не пострадала. Станция продолжила работу. 18 сентября 1943 года подлодка U-711 разрушила выносную полярную станцию на острове Правды в архипелаге Норденшельда. Метеорологи, к счастью, успели укрыться в камнях. 24 сентября эта же лодка уничтожила полярную станцию в заливе Благополучия (более она не восста- навливалась). В сентябре 1944 года к полярной станции на мысе Стерлегова подошли две подводные лодки "кригсмарине" и высадили десант. В три часа утра немцы окружили жилой дом станции, где находились зимовщики. Немцы настояли на передаче в Диксон всех положенных по расписанию радиограмм. Сигнал тревоги, переданный в одной из них, распознан не был. Здания полярной станции, разрушенные огнем субмарины, сгорели дотла. Пятеро сотрудников были увезены в плен. 12 августа 1944 года подводной лодкой U-365 судно "Марина Раскова" с работниками гидрометслужбы на борту было потоплено в районе остова Белого вместе с кораблямиохранения.

    Погибли 362 человека. Это была самая крупная катастрофа военного времени в Арктике. Многие станции центрального сектора Арктики остались без смены… Немецкие силы представляли собой реальную угрозу работе беззащитных полярных станций. Кроме того, немцы создали на самом западном острове ЗФИ - Земле Александры - свою постоянную метеостанцию и установили несколько автоматических метеостанций. Ведь информация о погоде и состоянии льдов приобрела стратегический характер. Оперативное и тактическое планирование военных операций в Арктике стало невозможным без учета погодных условий. О присутствии немцев на ЗФИ стало известно лишь после войны, а в том месте, где базировалась их метеостанция, в 1952 году открыли третью по счету в архипелаге полярную станцию - Нагурскую. Через пять лет на Земле Франца-Иосифа, на острове Хейса, была открыта самая крупная здесь станция: полярная обсерватория Дружная, переименованная в 1972 году в обсерваторию имени Э. Т. Кренкеля. В 70-80-х годах она была крупнейшим исследовательским поселением на архипелаге. В 1959 году была открыта полярная станция на о. Виктория. А вот станцию на входящем в архипелаг острове Гукера в 1960 году закрыли из-за неудобного местоположения и постоянных проблем с источником пресной воды. "Детские болезни" периода создания сети полярных станций со временем были успешно преодолены, технология их работы - отлажена, а научная работа в высоких широтах на базе стационарных условий разворачивалась в завидных масштабах. Статистика показывает, что в 20-е годы полярные станции покрывали, главным образом, бассейн Карского моря. В 30-е годы новые станции равномерно покрывали уже все арктическое побережье. В 40-е новые "полярки" осваивали самый тяжелый по льдам район пролива Вилькицкого и Северную Якутию.

    © 2008-2014. Арктика - Антарктида. При цитировании материалов сайта "Арктика - Антарктида" гипперактивная ссылка на сайт, разрешенная к идексации поисковыми системами, обязательна. Карта сайта

    Освоение севера

    О нас

    Сотрудничество с нами


    На сегодняшний день тема севера, низких температур, природных и техногенных катастроф как никогда актуальна. С каждым годом количество наводнений, резких перепадов температур растёт. Всё это связано со стремительно изменяющимся климатом. Почему это происходит? Что нам ждать дальше? Как защитить себя от негативного влияния? Все эти вопросы, на которые предстоит дать ответ.

    Рекламный блок наших партнёров. Среди всех других предложений, Вы найдёте и те, которые касаются низких температур