Все об экстремальных температурах, изменении климата и неблагоприятных факторах окружающей среды на здоровье человека
  • Антарктида
  • Северный Ледовитый океан
  • Арктика
  • Экология и загрязнение воздуха
  • История освоения Арктики. XIX век.

    В Арктике все меньше "белых пятен", словно столетие назад наступила географическая оттепель, и из безвестности "вытаяли" мощнейшие архипелаги, явившие уникальную красоту причудливой природы. Но не она интересовала в эту пору россиян - нужны были природные ресурсы, к коим относятся, в частности, и морские пути. Огромные пространства России требуют надежного транспортного сообщения. Северный морской путь вдоль арктических побережий и полноводные русла сибирских рек должны были составить мощную транспортную систему России. Государственная воля ставила все более конкретные задачи по освоению полярного бассейна.

    Идея сквозного морского хода в веке девятнадцатом не дает покоя государственным мужам. Но морские экспедиции того периода все же безрезультатны. "Морское сообщение с Сибирью принадлежит к числу вещей невозможных", - к такому выводу приходили исследователи того времени.

    Четыре летних сезона подряд, в 1821-1824 годах, из Архангельска к Новой Земле ходил лейтенант Федор Литке, но так и не сумел проникнуть ни к северу, ни к востоку архипелага. Однако польза этих экспедиций очевидна: Литке вел астрономические и геодезические работы, физико-географические и гидрографические исследования, первые в полярном бассейне магнитные наблюдения.

    В 1837 году экспедиция академика Карла Бэра и кондуктора корпуса флотских штурманов Августа Цивольки впервые исследовала природу Новой Земли. Вывод Бэра - Карское море недоступно для судов. Авторитет ученого был так высок, что скепсис был разрушен только тридцать лет спустя плаваниями "под парусом и паром" Д. Виггинса, Н. Норденшельда, Д. Шоненберга и их последователей.

    Частная инициатива также вносит свою лепту в освоение Арктики. Особое внимание было приковано к ресурсам Новой Земли. В 1832 году туда отправилась научно-коммерческая экспедиция, снаряженная на деньги чиновника Клокова и архангельского купца Брандта, ее целью было возобновление старинного морского пути из Архангельска к енисейскому устью и описание восточного берега Новой Земли. За год (с августа 1832-го по август 1833-го) начальник экспедиции подпоручик Пахтусов произвел первую опись всего юго- восточного берега Новой Земли - от Карских Ворот до Маточкина Шара. Результаты сочли полезными и на государственные средства снарядили вторую экспедицию, успешно работавшую на новоземельском побережье в 1834-1835 годах. В 1838 году правительство направило на Новую Землю еще одну экспедицию под руководством Цивольки - для окончательного составления карты архипелага. Результаты оказались скромными: Карское море было названо непроходимым, мощь судов против льдов - недостаточной. И в симфонии арктического мореходства все звуки на время умолкли. Наступила пауза…

    Исследование же материковой Арктики продолжалось с прежней настойчивостью. География полярных стран занимала умы ученых мужей того времени. В 1843 году Александр Федорович Миддендорф, ставший впоследствии академиком Российской Академии наук, исследовал север Таймырского полуострова, открыв вместе с топографом Василием Вагановым горы Бырранга. Собирал новые для науки материалы о таймырских эвенках, нганасанах, долганах и северных якутах, проводил исследования на Новой Земле, первым обнаружил теплые воды Гольфстрима в Баренцевом море.

    Рижский таможенник Матвей Матвеевич Геденштром, сосланный в Сибирь, в 1809 году исследовал Новосибирские острова и материковое побережье в пределах тысячи верст меж Яной и Индигиркой. Именно в экспедиции Геденштрома участвовал якутский промышленник Яков Санников, неоднократно видевший с Новосибирских островов загадочную землю, названную по его имени Землей Санникова. Здесь же в 1821-1823 годах работал военный моряк и топограф Петр Анжу, возглавлявший Усть -Янскую экспедицию. В те же годы к востоку от Индигирки работала Колымская экспедиция Фердинанда Врангеля, организованная "для исследования и точнейшего определения берегов Восточной Сибири". Она нанесла на карту берег от Индигирки до мыса Большой Баранов, описала и частично нанесла на карту Медвежьи острова, обследовала северный берег Чукотского полуострова… Казалось, в Арктике стало тесно, еще чуть-чуть - и экспедиции будут встречаться на исследовательских тропах. Казалось, все открытия уже сделаны и российским мальчикам впредь не придется грезить "Землей Санникова"… Но Арктика, словно вознаграждая своих "гостей" за терпение и целеустремленность, продолжала и продолжает раскрывать свои географические секреты.

    В 1867 году Томас Лонг, капитан американского китобойного судна, открыл к западу от маленького островка Геральд в Чукотском море крупный остров и назвал его в честь барона Ф. П. Врангеля. А в 1873 году на крайнем западе Российской Арктики было сделано еще одно крупное открытие: обнаружен неизвестный ранее архипелаг. О его существовании за годы до события говорили геолог и географ Петр Кропоткин и военный моряк Николай Шиллинг. Открытие принадлежит австровенгерской экспедиции военного топографа Юлиуса Пайера и военного моряка Карла Вайпрехта, предпринятой на пароходе "Тегетгоф".

    Открытый архипелаг они назвали в честь австрийского императора Землей Франца -Иосифа. Менее крупный архипелаг был обнаружен в 1881 году в Восточной Арктике, к северо-востоку от Новосибирских островов. Американская экспедиция Д. В. Де -Лонга открыла три острова - о. Жаннеты, о. Генриетты и о. Беннетта, - получившие позднее название островов Де -Лонга. Между тем проблема поиска Северного морского хода после успешных попыток одолеть "море без кораблей" вновь стала актуальной. Новые экспедиции были предприняты благодаря крупным сибирским промышленникам Михаилу Сидорову и Александру Сибирякову. Они вложили средства в экспедиционное плавание паровых судов из Европы. Пароход "Диана" под командованием шотландского капитана Д. Уиггинса в 1874 году успешно добрался до Обской губы и северо-западного Таймыра, а экспедиция шведского полярного исследователя Н. А. Э. Норденшельда на пароходе "Вега" в 1878-1879 годах впервые в истории арктического мореплавания прошла по всему Северному морскому пути с запада на восток (с одной зимовкой).

    Пароход "Фрам", принадлежавший норвежцу Фритьофу Нансену, в сентябре 1893 года начал свой историческийдрейф через Центральную Арктику. Судно начало дрейф севернее острова Котельный и закончило его почти три года спустя севернее Шпицбергена. Нансена на борту "Фрама" не было. Он вместе со штурманом Ф. Я. Иохансеном в марте 1895 года ушел в самостоятельный ледовый поход, пытаясь достичь полюса, но достиг лишь широты 86°14'. Нансен и Юхансен зимовали на одном из островов Земли Франца -Иосифа, где встретили британскую экспедицию Фредерика Джексона, которая доставила их в Норвегию. Во время дрейфа "Фрама" в Арктике были впервые обнаружены глубины более 3000 м, а ледовый рейд Нансена стал наглядным примером человеческого мужества, решимости и хладнокровия перед лицом стихии. Ни одно подобное скитание по просторам Арктики еще не заканчивалось успехом. Полярный бассейн по-прежнему оставался зоной риска и смертельной опасности, случай и воля обстоятельств здесь все еще играли человеческими судьбами, как море - молодыми льдами. В 1885-1886 годах на реке Яне и Новосибирских островах работала академическая экспедиция под руководством Александра Бунге. Его помощником был геолог Эдуард Толль. С одного из Новосибирских островов, Котельного, он дважды видел на севере контуры некой земли, посчитав, что это и есть таинственная Земля Санникова.

    © 2008-2014. Арктика - Антарктида. При цитировании материалов сайта "Арктика - Антарктида" гипперактивная ссылка на сайт, разрешенная к идексации поисковыми системами, обязательна. Карта сайта

    Освоение севера

    О нас

    Сотрудничество с нами


    [an error occurred while processing this directive]

    На сегодняшний день тема севера, низких температур, природных и техногенных катастроф как никогда актуальна. С каждым годом количество наводнений, резких перепадов температур растёт. Всё это связано со стремительно изменяющимся климатом. Почему это происходит? Что нам ждать дальше? Как защитить себя от негативного влияния? Все эти вопросы, на которые предстоит дать ответ.

    Рекламный блок наших партнёров. Среди всех других предложений, Вы найдёте и те, которые касаются низких температур


    [an error occurred while processing this directive]